На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ДЛЯ НАС, ЛЮБИМЫХ!!!

1 355 подписчиков

Как реагировать на критику №1

 

Как реагировать на критику С каким удовольствием мы воспринимаем похвалу в свой адрес, одобрения наших личностных качеств, способностей, как сильно любим различные комплименты («Как грамотно говорить комплименты»). Но в какое же негодование приходим, стоит только услышать чью-то критику по отношению к себе, даже малейший намек на упрек. Мы самозабвенно защищаем свои позиции, не уступая и в тех случаях, когда критика справедлива. Мы готовы доказать, что оппонент не прав, что его критика направлена не по адресу, в некоторых случаях, бывает, спор доходит чуть ли не до драки.
Когда мы слышим чей-то диалог, одна из сторон которого высказывается критически, такой разговор воспринимается вполне адекватно. Но далеко не всегда каждый из нас знает, что и как ответить на критику, окажись он на месте критикуемого. А ведь такие ситуации возникают в процессе коммуникации сплошь да рядом. Сегодня цель МирСоветов: показать способ правильного реагирования на критические высказывания без ущерба для своей психики. Мы знаем, как можно ответить так, чтобы у оппонента не возникло желания и дальше критиковать вас.
Конечно, межличностных ситуаций полно и их сюжеты многообразны, всё сразу охватить практически невозможно. Отталкиваясь от наиболее частых случаев, мы проиллюстрируем идею, общие принципы поведения при критике в свой адрес.

Как мы воспринимаем критику

Как реагировать на критикуЧто же нас так цепляет в критичных замечаниях, почему так тяжело бывает принять нелестные отзывы и не взорваться в горьких сентенциях? Почему критика даже от человека, которого мы любим и уважаем, также воспринимается в штыки, пусть не явно, а подсознательно?
На все эти вопросы в психологии есть простой ответ, проще которого даже не придумаешь: «Потому что мы больше всего любим СЕБЯ!». Именно на себялюбие и тщеславие человека направлены острые стрелы критического высказывания. Тщательно оберегая свою сокровенную сущность, боясь разрушения внутренней опоры, которую создает броня нашего себялюбия, мы боимся показаться открытыми для подобных нападок и поколебаться в своих силах.
Может быть, вы когда-нибудь встречали людей, которые обезоруживающе улыбались в ответ на град несправедливых упреков, и эта улыбка, словно по мановению волшебной палочки, затыкала рот злопыхателям? Может быть, вы сталкивались с такими людьми, которые критику принимали спокойно, не возмущаясь, и отвечали с достоинством? Думаю, вы тоже захотите быть таким невозмутимым, особенно, когда на работе часто возникают различного рода столкновения с начальством и коллегами, когда дома вас поджидает вспыльчивый муж или язвительная жена, и они готовы предъявить претензии к вам как по поводу, так и без оного.
Для полноты картины МирСоветов обратится к определению, что же такое критика. По словарю, это отрицательное суждение о чем-нибудь, указание на недостатки. У каждого из нас найдется много такого, о чем предпочитаем не распространяться – это могут быть физические недостатки или психологические (характер, общее поведение, эмоции, чувства и т.д.), а также недостатки в нашей квалификации, сделанной работе.

Критикует – пусть идет в… игнор!

Критикует – пусть идет в… игнорКритика может быть направлена на всё, что угодно, как только это что-то не соответствует общепринятым нормам общества или представлениям конкретного человека.
Вслушайтесь в нижеприведенные реплики:
«Ты ни разу не подарил мне ни одного цветочка!»
«Твой борщ не такой вкусный, какой бывает у моей матери!»
«Если ты будешь и дальше копаться, мы опоздаем на работу!»
«Как ты мог надеть этот ужасный свитер на деловую встречу? Я чуть не упала в обморок!»
Как вы себя поведете, услышав эти слова? Скорее всего, попытаетесь проигнорировать их или будете с возмущением припоминать этому человеку все его прошлые ошибки и огрехи.
Например, произошел вот такой диалог:
Жена: «Я в шоке от того, что ты сделал!»
Муж: «Давай поговорим не сегодня, чтобы не испортить сегодняшний чудесный день»
Жена: «Я должна именно сегодня поговорить с тобой. Мне за тебя так стыдно было перед гостями!»
Муж: «Ну вот, не можешь язык попридержать. Давай завтра обсудим?!»
Дверь с предательским треском захлопывается за уходящим мужем.
На примере этого диалога МирСоветов хотел бы привести вас к пониманию того, что критикующий вас человек, как правило, желает, чтобы вы выслушали и приняли к сведению его мнение относительно ваших личностных качеств, поведения. Если вы занимаете тактику ухода, не обращая внимания на его слова, сама ситуация и ваши отношения будут углубляться до кризиса и эмоционального отчуждения.

Лучше настоять на своем?!

Настояние на своем ставит вас в оборонительную позицию по отношению к критикующему и также не решает ваши проблемы Настояние на своем ставит вас в оборонительную позицию по отношению к критикующему и также не решает ваши проблемы. Например:
Лена: «Петя, я знаю, что тебе хочется иметь навороченный фотоаппарат, но купить его мы просто не в силах!»
Петя: «Можно же ограничить наши текущие расходы и приобрести в кредит!»
Лена: «Ну как ты не понимаешь? Наш малыш постоянно требует больших расходов. И, кроме того, у нас уже есть маленький цифровой фотик».
Петя: «Если я принял решение, значит куплю»
Что может почувствовать Лена, услышав подобный ответ? Да ничего, кроме обиды за их ребенка, что ее вроде правильные доводы не были приняты. И это привело к тому, что она была готова отобрать все имеющиеся деньги, спрятать семейную заначку в другое место, готова кричать и ругаться до тех пор, пока он не прислушается к ее словам.

А может извиниться?!

Как реагировать на критику: а может извиниться? Бывает и такая ситуация, когда в ответ на критику вы пытаетесь пояснить свое поведение и извиниться:
Шеф: «Почему вы опоздали на работу, и пришли в таком виде?»
Подчиненный: «О, простите, я не успел на семичасовой автобус и был вынужден стоять под проливным дождем».
Шеф: «Вы сорвали важную сделку, кроме того, ваша вчерашняя работа никуда не годится! Что вы себе позволяете?»
Подчиненный: «Вчера я неважно себя чувствовал, да и …»
Шеф: «Хватит! Вы уволены!»
Такая оправдывающая позиция выставляет вас в заведомо невыгодном свете, унижает и оскорбляет ваше достоинство. МирСоветов рекомендует еще раз перечитать диалог, вы осознаете, что, кроме того, в таких ситуациях и сам оппонент не видит, что его упреки достигли цели, поскольку каждая его реплика наталкивается на оборонительную реакцию. В случае возникновения подобного разговора с начальством каждый сильно рискует лишиться хорошего места и заработать отрицательную репутацию легкомысленного и непунктуального работника.

Критиковать в ответ?!

Критика в ответ редко приводит к решению проблем, зачастую усугубляя ваши отношения, да и велика вероятность возникновения крупной ссоры Следующий тип поведения, когда на критическое высказывание вы отвечаете тем же. Например:
Муж: «Ты слишком много тратишь денег на золотые украшения»
Жена: «Это не я, а ты транжира! Кто все сбережения спустил на новую «Тойоту», да еще и без моего согласия?!»
Олеся: «О, я вижу - у тебя неудачный фасон платья…»
Марина: «Да? А вот твои сапоги давно вышли из моды!»
Коля: «Купил сотик покруче твоего. Твой полный отстой!»
Вася: «Ты, оказывается, хуже разбираешься в них, чем я думал…»
Вы чувствуете, как хочется выпалить ответные критические высказывания в лоб, надеясь тем самым отыграться и сохранить чувство собственного достоинства. МирСоветов может вас уверить вас: такая тактика редко приводит к решению проблем, зачастую усугубляя ваши отношения, да и велика вероятность возникновения крупной ссоры. Оба критикана расстаются с недовольным чувством в душе и желанием хоть как-то задеть больнее другого, чтобы впредь тому было неповадно критиковать. Но разве такой итог нам нужен? Конечно, нет! 

Картина дня

наверх