На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ДЛЯ НАС, ЛЮБИМЫХ!!!

1 355 подписчиков

Ночь перед Рождеством


Народ русский, Солнце-то "остановилось"!

Самый короткий день коловрата в северном полушарии начался! ПредРождественская астрономическая ситуация, после которой Тресветлый двинется влево по окоёму!

В  такие дни на Руси считалось, что мы должны максимально помочь Солнышку, как бы заменить его на этот "трёхдневный отпуск", сколько сможем - надо нести людям Тепло и Свет. Справимся?
 

Карачун-Коляда (самая длинная ночь и 12 дней после нее) - праздник обновленного Солнца-Даждьбога, и зачатия природной плодородной силы,

Ярилы. Начинается праздник в ночь 

на Карачун, самую длинную ночь в году, когда размывается граница между Навью и Явью, и становится возможным контакт с духами предков и природы, перевоплощение людей в зверей и обратно. Люди должны найти общий язык с этими духами и вместе помочь Солнцу выстоять в борьбе с темными силами Кащея-Марены, поделиться с ним своей силой. В эту ночь в домах гасят огни и возжигают из бадняка, части священного дерева, Живой Огонь, от него зажигают огненное колесо Ярилы, поднимая его на шесте, разносят новый огонь по домашним очагам, высекая из бадняка искры обновленной жизни. А поутру встречают обновленное Солнце, и проводят колядования в течение последующих 12 дней, сами Боги участвуют в Коляде, посещая вместе с ней каждый дом.

 





Уродилась коляда
Накануне Рождества.
За горою за крутою,
За рекою за быстрою,
За горою за крутою,
За рекою за быстрою
Стоят леса дремучие,
Во тех лесах огни горят,
Огни горят горючие.
Вокруг огней люди стоят,
Люди стоят, колядуют:
"Ой коляда, коляда,
Ты бываешь, коляда,
Накануне Рождества


КОЛЯДОВАНИЕ – СОЛНЕЧНЫЙ РИТУАЛ ДРЕВНИХ РУССОВ

Колядка (от «коло» - Солнечный круг) – древний обычай, который был частью природного мировоззрения русского народа. Событие поворота Солнца на Весту (Весну) наполняет душу человека северной традиции восторгом и Ра-дастью. Колядка – это жанр исключительно импровизационный. Лишь в зачине (начале) колядования для разгона, разогрева концерта допускались шаблонные, проверенные временем колядки. Колядование – это народный театр коллективной импровизации, стержень которого – в способности «на ходу» формировать образ пожелания помощи богов в ведении домашнего хозяйства, привлечении богатства, доброго здоровья, хорошего урожая и успеха в делах подготовки к весеннему периоду.

Сама колядка – это краткая присказка – песенный куплет, она дополняет ряд других жанров - частушка, сказка, байка, побасёнка, поговорка, прибаутка. Исполнялись колядки преимущественно в ночь нарождения – Рождество нового Солнца. Трактовка рождества, как дня рождения Иисуса Христа – лишь очередной факт недавнего в историческом масштабе примазывания иудеохристианской церкви к русской северной традиции.

В зачине включается запевала:

«ДУБОВЫ ВОРОТА СЕДАЯ БОРОДА

КЛИКАТЬ ЛИ КОЛЯДУ?

(ответ хором: КЛИКАТЬ!)

ГОЙ! КОЛЯДА! СЛАВА!

 

Запевала продолжает: «А ДАЖДЬ БОГ ТОМУ КТО В ЭТОМ ДОМУ!»

Хор напевно и выразительно: «ЕМУ РОЖЬ ГУСТА РОЖЬ УЖИНИСТА»

И далее в таком стиле. Запевала: «ЕМУ С КОЛОСА ОСЬМИНА ИЗ ЗЕРНА ЕМУ КОВРИГА!»

Хор: «ИЗ ПОЛУЗЕРНА ПИРОГ НАДЕЛИТ ЕГО СВАРОГ»

Запевала: «ЖИТИЁМ ДА БЫТИЁМ ДА БОГАТСТВОМ ПОЛОН ДОМ!»

Хор: «А ДАЖДЬ БОГ СВАРОГ ЕЩЁ ЛУЧШЕ ТОГО»

Запевала: «КРАСИВЕЕ ДА ДОБРЕЕ ДА ДОРОДНЕЕ!»

Хор: «ГОЙ! КОЛЯДА! СЛАВА!»

Само колядование – это самостоятельный жанр русского народного творчества, ведущий начало от ведического периода жизни человечества. Творчество и коллективизм лежат в основе этого костюмированного импровизированного спектакля, с которым колядовщики посещают соседей и желают им всяческого благополучия.  Колядовщики ходили от дома до дома, делясь радостью «поворота Солнца на Лето». Изображение Солнца они носили с собой. Как только на небе всходила первая звезда, колядовщики заходили во двор, кличкали хозяина и пели его семье песни.

«ГОЙ ВЕЛИКИЙ КОЛЯДА СТА У НАШЕГО ДВОРА

СТА У НАШИХ У ВОРОТ КОЛЯДА – СОЛНЦЕВОРОТ

СТА ВО СЛАВУ РОДА КОЛО ВЕРТИ НАМ СОЛНЦЕВОРОТ

СТА ВО СЛАВУ СВЕТА НА ПРЕМНОГИ ЛЕТА

КРУТИСЯ КОЛО СВРОЖЬЕ БЫСТРО

СЛАВИСЯ КОЛО ИСТО!

     ГОЙ! КОЛЯДА! СЛАВА!

 

Сегодня от старого колядования практически ничего не осталось, если не сказать, что смысл этого обычая полностью извращён. Сочинение колядок «на ходу» заменено на повторение мёртвых текстов типа: «Сеем, сеем, посеваем, с новым годом поздравляем» или ещё более требовательно: «не будешь дарить — мы будем корить! Коляда, коляда! Подавай пирога!». Таким образом, колядовщики по сути стали попрошайками, а не артистами, певцами и танцорами. А раньше хозяева выносили колядовщикам угощения, если сами не готовы были дать «встречный концерт».

 

КОЛЯДА СОЛЦЕВОРОТ

СТАНЬ У НАШИХ У ВОРОТ

РАЗГОНИ СВАРОГ ПОТЕМЬ

ВЕРНИ НА РУСЬ КРАСНЫЙ ДЕНЬ

ОГНЁМ ВОЗГОРИ КОЛО ВОЗДЫМИ  

ВОДИ КОЛО ГОРЕ А СВЕТУ ПРЕБОЛЕ!

        ГОЙ! КОЛЯДА! СЛАВА!

Но со временем, с вторжением на Русь иудеохристианской религии обряд колядования был приурочен к Рождеству Христову и в колядках появились библейские мотивы. Колядки стали увязывать с отмечанием ритуала празднования нового года от дня "отрезания". Одновременно на Русь был внедрён ритуал празднования пасхи вместо древнерусского праздника «Красная горка» (битва светлого и тёмного начал). Но об этом в следующий раз.

Картина дня

наверх